Вариант для тех кто постится

Православный пост. Тем, кто постится впервые

Рождественский пост, не будучи особенно строгим, очень удобен для тех, кто только учится поститься. Есть ли какие-то особенности в посте для новоначальных? Об этом, а также о традициях поста, сложившихся в Русской Зарубежной церкви, беседа со священником Алексием Чумаковым, настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лос-Анджелес (штат Калифорния, США).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Лос-Анджелесе

— Отец Алексий, вот, человек только начал ходить в храм. Сразу ли ему предлагают начать поститься? Если нет, то в какой момент будет предложено соблюдать пост?

Священник Алексий Чумаков

— В нашем приходе, как и большинстве приходов русского зарубежья, встречаются самые разные люди — разные по развитию, культурному уровню, образованию, с очень разными личными судьбами. Некоторые из них обращаются ко Христу и приходят в православный храм, другие сначала приходят в православный храм, и стоит задача помочь им в приобщении ко Христу. При таком разнообразии вряд ли возможен единый подход и единые требования.

Пост не является самоцелью. Это важное, но вспомогательное средство в начале христианской жизни, поэтому для каждого, начавшего ходить в храм, требуется рассуждение. Кто-то может начать поститься строго и сразу, с пониманием того, почему это надо, а для кого-то это будет вредно, пустит его по пути фарисейства и обрядоверия. Но, в любом случае, о посте они узнают от меня довольно рано, как только заходит речь о христианской жизни и какие обязанности она на нас накладывает. Другое дело, что я могу посоветовать «входить» в нее по мере сил, чтобы не сорваться.

— Как вы объясняете новоначальным смысл поста?

— Мое объяснение зависит от того, кто передо мной. Соблюдение поста, дисциплина самоограничения имеет множество сторон: тут и послушание Церкви, и развитие навыка самоконтроля, и сбережение средств для милостыни, и много других.

Мне представляется очень важным, чтобы верующий приступил к посту с сознанием того, почему и ради чего он это делает, откуда такой обычай, что в нем хорошего. Люди имеют разные способности и потребности. Кому-то достаточно знать, что это полезно для молитвы, кому-то важнее аспект послушания. Кому-то можно рассказать, что пост – это приготовление к празднику, Пиру, когда полезно обратить пристальное внимание на себя и свою жизнь, взять бразды правления в свои руки и «убрать свой дом» — ограничить беспорядочную жизнь, расставить в ней всё по своим местам (в зависимости от важности), кое-что выкинуть вон, оглядеться по сторонам и установить или восстановить мир и братские отношения с ближними.

Я никогда не учу «посту ради поста».

— Если человек впервые решил соблюдать пост, то какой вариант ему будет предложен?

— Зависит от человека. Некоторым легче начать сразу со строгого поста, на волне неофитского горения. Другим надо начать более плавно, притом, что они должны знать, что представляет из себя пост совершенный. Нет одного на всех рецепта.

— Новичку будет предложено соблюдать все посты или только большие?

— Я неплохо знаю историю развития дисциплины постов и их появления в нашей церковной практике, и соответственно, при плавном вхождении в режим соблюдения постов вначале идет Великий Пост, особенно первая неделя и Страстная, а также среды и пятницы во весь год, потом Успенский и последняя неделя Рождественского, потом Апостольский и Филиппов в полной мере.

— Есть ли в вашей практике какие-то уровни, градации поста для людей с разными условиями жизни? Как постятся люди, занятые физическим трудом? Офисные работники?

— Да, конечно. Пост не самоцель, и его устав есть устав монастырский. В современных, материально благополучных условиях жизни на Западе не представляет сложности соблюдать букву поста и при этом «нормально питаться», даже более здоровым образом. Так что офисные работники никак не страдают, они всегда могут выбирать себе блюда.

А вот при жизни в семье, особенно, если кто-то из родных верующий, а кто-то – нет, проблемы возникают: кто-то не ест приготовленного для всех, а отдельно готовить неудобно. Опять-таки, надо подходить к посту в таких условиях с рассуждением, чтобы иной раз не нарушить мира в семье ради диеты, а другой раз бывает полезно настоять.

— Что предлагается тем, кто не может соблюдать пост по состоянию здоровья, а также беременным и кормящим?

— Болезнь вменяется в пост, и для больных, беременных и кормящих не будет грехом разрешение поста. Обычно они просят, для очистки совести, благословения у священника.

— С какого возраста начинают соблюдать пост дети? Как они постятся?

— В идеале, с детства и вместе с родителями (если питаются вместе). В иных случаях — в зависимости от того, кто их кормит, и от их практики поста.

Дети, как правило, любят рутину и ритуал, и если им объяснить, почему мы постимся, они обычно следуют этим правилам. Возраст начала поста в идеале тот же, что и возраст начала исповеди — примерно в 7 лет, но зависит от степени самосознания ребенка, которое формируется разными темпами.

— Расскажите, как определить свою меру поста в еде? Как понять, что взял на себя слишком много?

— Если мешает работе, молитве, если мысли все вокруг еды.

— Как сосредоточиться в пост на главном, а не думать все время про еду?

— Если мы думаем все время о еде, то вряд ли есть смысл в таком посте. Надо заниматься своими делами, и на их добросовестном исполнении сосредоточить свое внимание, а также максимально упростить процесс «пощения»: заранее приготовить себе еду, установить время питания и больше не возвращаться к этому вопросу.

Лично я в постные дни ничего не ем до вечера (заката солнца), и это мне проще, чем есть что-то постное на завтрак и обед. А другие люди имеют другой склад. Вообще, не принято интересоваться, кто как постится — это сугубо личное дело каждого христианина.

— Как понять, была ли польза от поста или нет?

— Надо подумать, сумели ли мы что-то в своей жизни повернуть к лучшему, есть ли какие-то плоды всей этой деятельности? Если ничего, кроме раздражения, мыслей о еде и желания побыстрее окончить пост не получилось, значит, это был опыт отрицательный. Но все равно опыт, в следующий раз постараемся лучше.

Так что польза всегда есть, на мой взгляд, даже если пост не удался.

Как быть в Великий пост с едой, развлечениями и сексом. Три истории и семь советов от тех, для кого пост — часть жизни

Масленичная неделя с блинами и языческими гуляньями, завершившаяся Прощёным воскресеньем, позади. По церковному календарю пришло время самого строгого из православных постов — Великого. Семь недель следовать жёстким правилам будут как опытные аскеты, кому они давно известны, так и те, кто впервые примет духовные и физические ограничения.

Опрос, проведённый «Черёмухой» во «ВКонтакте», показал, что только 3 % постятся ежегодно. Примерно столько же собираются пройти путь духовных исканий и физических ограничений в первый раз. Пятая часть проголосовавших относятся к посту негативно, считая его вредным для здоровья.

Что можно, а что нельзя в дни Великого поста? Допустимо ли смотреть телевизор, ходить в гости и заниматься сексом? Можно ли отступить от предписанных правил? Дорого ли обходится отказ от белковой пищи и не вредно ли это для здоровья? «Черёмуха» попросила тех, кто постится не впервые, дать советы, исходя из своего опыта. Сразу отметим, что у многих он расходится с церковными представлениями о посте.

Пост как подготовка к Пасхе

— Первый раз я решила поститься примерно через полтора года после прихода в храм, мне было 14 лет. Я долго вынашивала это решение, спрашивала себя: готова ли, действительно хочу ли этого, — начинает рассказ Любовь Учуева. — Мой духовный наставник посоветовал первый раз с ограничениями поститься, без фанатизма, чтобы не навредить организму.

Совет № 1. Заранее продумайте, как ограничения впишутся в вашу повседневную жизнь.

Первый пост стал испытанием, вспоминает Любовь. Голод преследовал постоянно. С едой тоже возникли проблемы — чтобы обедать в школе, приходилось готовить с вечера и раскладывать всё в контейнеры.

— Тогда на меня особого внимания никто не обращал, вопросов не задавали, а одноклассники даже радовались, когда я им котлеты отдавала.

Любовь внешне ничем не отличается от других молодых женщин: стильно одевается, держится раскованно и уверенно, говорит с лёгкой улыбкой. Признаётся: вера помогает развивать лучшие качества, совершенствоваться, учит преодолевать сложности, а пост — это возможность услышать себя, испытать силу духа.

Совет № 2. Если вы решили поститься, чётко сформулируйте цель, которую хотите достичь. Наличие мотивации позволит вынести испытание до конца.

— Я, наверное, просто рано поняла, что еда способна отдалить нас от необходимости разобраться в себе, решить внутренние проблемы. Например, если переживаешь, случилась неприятность — съешь шоколадку, несколько конфет, и уже чувствуешь себя веселее. Правильно говорят: мы привыкли заедать проблемы. Пост с его пищевыми ограничениями помогает избежать этого, честно заглянуть в свою душу.

Во время поста Любовь не придерживается всех пищевых ограничений — каждый выбирает свой путь, советуясь с духовным наставником. Люди обязательно должны соотнести пост с образом жизни, потребностью организма в энергии, которую получают с пищей.

— Главное — не то, что ты ешь, а то, с какой целью. Ведь постная пища вполне для кого-то может быть лакомством, и тогда её следует избегать. Я, например, обожаю орехи и сухофрукты, поэтому во время поста не покупаю их, несмотря на то, что эти продукты относятся к разрешённым.

Подготовка к посту — обязательна для любого православного христианина. И это не только общение с духовником, но и участие в религиозных обрядах и службах. Примерно за неделю до начала поста Любовь корректирует свой рацион, постепенно приучая организм к ограничениям.

— Важно понимать, что пост — не просто пищевой марафон с ограниченным набором продуктов. Это время подготовки к большому празднику — Пасхе. Следует больше внимания уделять добрым делам, помощи окружающим. Пост — прекрасная возможность понять, что духовное — важнее физического, — заключает Любовь.

Совет № 3. Не начинайте пост без подготовки, переходите к ограничениям постепенно: откажитесь сначала от жирных мясных блюд, потом — полностью от мяса. Следующим шагом может стать исключение из рациона рыбы, а в последнюю очередь — молочных продуктов. Резкий переход на непривычный рацион может спровоцировать обострение болезней.

Пост как диета и психотерапия

Успешная, красивая, состоявшаяся. Таких как Ольга Оленёва называют «бизнес-леди». Вопреки истине «пост — не диета», именно в это время она каждый год ограничивает себя в определённых продуктах. Перед сезоном лёгких платьев и купальников хочется привести себя в форму, скинуть накопившиеся за зиму килограммы, а совмещать диету и пост, считает Ольга, очень удобно.

— В меню кафе и ресторанов появляются странички с постными блюдами, даже в магазинах — специальные полки с продуктами. Так что проблем с организацией питания никаких нет. Главное, не соблазниться на «запрещённые» деликатесы. Помните советский фильм «Девчата»? Главная героиня перечисляет, сколько блюд можно приготовить из простой картошки. Так что в пост нужно не голодать, а творчески относится к своему меню.

Ольга признаётся, что часто слышит в свой адрес критику из-за «неправильного» отношения к посту. Но менять его не собирается:

— С моим ритмом жизни мне некогда посещать храм, поэтому я каждый год для себя определяю, как провести пост. Конечно, не стану утверждать, что это правильно, но уж лучше так, чем совсем никак. Всё-таки каждый соблюдает православные традиции так, как может.

Первый опыт поста для Ольги оказался неудачным: уже через полторы недели сознательного ограничения в пище она оказалась на приёме у терапевта. Жалобы на сильную отдающую в спину боль в левом подреберье, чувство тошноты, общая слабость оказались симптомами острой формы панкреатита. Пост пришлось прекратить.

Совет № 4. Прежде чем поститься, необходимо посоветоваться с врачом и учесть возможные противопоказания.

Второй год тоже оказался непростым. Вместо желаемого очищения организма Ольга получила серьёзную прибавку в весе.

— Меня постоянно мучил голод. Я думала только об одном: что можно съесть. В то же время не хотелось и признаваться в собственной слабости. Неожиданно я нашла, как мне казалось, идеальный выход: в Ярославле ехала мимо «Макдональдса» и увидела огромную рекламу картофеля-фри. Продукт абсолютно не противоречит тому, что разрешено в Великий пост — я прямо душу отвела, — вспоминает она.

Читать еще:  Как быстро испечь кулич без дрожжей

Во время поста Ольга открыла для себя целый новый мир: чипсы, солёные орешки, шоколадные батончики и мюсли. И при этом никакого мяса или других запрещённых продуктов.

Совет № 5. Не злоупотребляйте «быстрыми углеводами», особенно фастфудом — продуктами, которые не требуют приготовления и обладают высокой калорийностью.

После нескольких неудачных экспериментов со здоровьем, Ольга нашла «свой» вариант постной диеты, в которой продукты животного происхождения не исключаются полностью, а сводятся к минимуму. Диетолог подсказал: недостаток белка приводит не к похудению, а к потере мышечной массы, увеличению жира в организме.

— Мой вариант поста — это уменьшение объёма порций, причём я становлюсь почти веганом. Но всё-таки от белковых продуктов животного происхождения совсем не отказываюсь — при моей активности это приведёт к неблагоприятным последствиям, — заканчивает беседу Ольга. — А в остальном: стараюсь больше читать, причём литературу философского, психологического, а не развлекательного характера. И каждый год во время поста я веду дневник, пытаюсь разобраться в себе. Записи делаю каждый день в обычной тетрадке, не в планшете или ноуте, как на работе. Пишу о переживаниях, о том, что накипело. Это мой вариант покаяния. Не просите показать — это очень личное!

Один из вариантов постного календаря. Источник — «Аргументы и факты»

Пост как семейная традиция

Супруги Елена Николаевна и Николай Петрович Королёвы вместе больше сорока лет. Зимой живут в городе, но только снег растает — перебираются на дачу, где до глубокой осени занимаются огородом, ходят в лес, Николай Петрович — на рыбалку. Про себя говорят: не особо религиозны, но традиции уважают.

— Врачи в поликлинике сказали, в нашем возрасте мясо не нужно, а молоко — так и вообще даже вредно. Но Николай Петрович у меня любит сытно покушать, поэтому балую его, готовлю и котлеты домашние, куру запекаю в духовке, колбаски делаю, соусы разные — всё сама. Он у меня гурман, — с улыбкой рассказывает Елена Николаевна.

Как пришла мысль поститься, пенсионеры уже не помнят. Но первое время соблюдали пост не полностью, а только в первую и последнюю недели. Елена Николаевна вспоминает, что пришлось потратить на постные продукты немалую сумму.

— Любая хозяйка знает: в конце зимы овощи и фрукты дорогие. Помню, решили салатами питаться. Первое, что в голову пришло — огурцы и помидоры с постным маслом. Пошли закупаться, а цены такие, что после поста нам пришлось бы ещё вынужденно голодание осваивать — всю пенсию на пост потратили бы. Поэтому через неделю решили: хватит.

На следующий год супруги уже подготовились: насушили грибов, сделали заготовки из овощей, заморозили ягоды.

Совет № 6. Питание должно быть вариативным. Постное меню можно разнообразить за счёт различных круп, сезонных овощей и различных видов салата. Источником белка могут стать бобовые и растительный сыр тофу.

Сейчас Елена Николаевна отмечает: постный рацион кошельку не вредит, но времени для приготовления блюд приходится тратить намного больше. С одной стороны — пенсионерам торопиться некуда, с другой — накапливается усталость и раздражение:

— Мне кажется, что в пост, когда нужно думать не о еде, а о душе, я словно переселяюсь на кухню: варю, тушу, пáрю… Конечно, куда уж проще макароны отварить и котлеты пожарить, чем потушить рис с черносливом и к нему зеленый соус приготовить. Обидно, когда несколько часов что-то выдумываешь, готовишь, а муж нос воротит — невкусно ему!

Настоящим испытанием для постящихся становятся застолья в дни строгих ограничений. В начале апреля у внучки Королёвых день рождения: родители малышки пост не держат, праздничный стол традиционно заставлен запрещённой едой.

— Мы как-то отказались от застолья, пришли только к вечеру, поздравили внучку. Дочь на нас обиделась, даже какое-то время не общались после этого, — вспоминает Николай Петрович. — Мы ей про пост сказали, так даже не поверила сначала.

Совет № 7. У священников нет единого мнения, стоит ли отказываться от непостной пищи в гостях. С одной стороны, церковь считает любой соблазн нарушить пост проявлением духовной слабости. С другой стороны, обижать хозяев не хочется. Решение стóит принимать в зависимости от ситуации. Но лучше обсудить этот вопрос отдельно с вашим духовным наставником.

— Мы никому не навязываем свои привычки, только дети знают, что постимся. Телевизор стараемся меньше смотреть, зато много гуляем, просто бродим по набережной, разговариваем. Молодые на нас смотрят, улыбаются. Наверное, думают, мол, дураки старые — за ручку идут. Мы ведь не просто за руки держимся, мы душами срослись за столько лет, — замечает Елена Николаевна.

Пост подразумевает отказ не только от пищи, но и от всего, что в обычной жизни приносит удовольствие. Это могут быть телепрограммы, кино, видеоигры, секс. Что касается последнего, церковь с осторожностью трактует возможность супружеской близости. Большинство священников сходятся в том, что секс во время Великого поста нежелателен, но принять решение о воздержании супруги должны совместно. Пост не должен нарушать мир в семье.

Великий пост в этом году продлится с 19-го февраля до 7-го апреля. Придерживаться ограничений или нет — личное дело каждого. Пост даёт шанс увидеть собственные слабости, испытать силу воли, очистить разум и сердце от обид и страстей. Ведь в Пасху — один из главных христианских праздников — обязательно прозвучат слова: «Придите постящиеся и непостящиеся».

Начинающим поститься в первый раз разрешают щадящий режим

— Пост — это всего лишь маленькое доказательство, проверка истинности и силы нашей любви и веры, — уверен пресс-секретарь Ярославской епархии отец Александр.

Готовы ли мы к такому подвигу? Многие задаются этим вопросом во время наступившего Великого поста. Некоторые воспринимают пост как полезную для здоровья диету, подходящее время сбросить лишний вес. Однако священнослужители категорически против такого мнения. Ведь дело даже не в еде. Думать следует о посте духовном. Чаще бывать в храмах, быть добрым и милосердным, не обижать окружающих, ни с кем не ссориться, избегать раздражительности. И уж не дай Бог кого-то осуждать!

Если к этому духовному подвигу (а в современных условиях не раздражаться столько дней — это, действительно, подвиг), все-таки присоединить и физический, то тем, кто только начинает поститься, надо знать небольшие нюансы. Во-первых, во время поста церковь делает исключение и разрешает не ограничивать себя в еде людям пожилого возраста, больным, маленьким детям, беременным и кормящим матерям, а также путешественникам и военнослужащим. А во-вторых, пост не означает полный отказ от привычной еды.

— Нельзя себя насиловать. Мы советуем таким людям начинать с малого, — говорит отец Александр. Например, выбрать определенные дни, пусть, один-два раза в неделю, и просто отказаться от пищи животного происхождения — мяса, рыбы, молока, яиц. Желательно это делать по средам и пятницам. Это наиболее строгие дни поста. Сможет человек выдержать в общей сложности из 40 дней неделю — хорошо. Важно, чтобы это было в радость. А дальнейшее желание поститься придет само собой.

По словам батюшки, и постный стол легко сделать сытным и вкусным. Существует масса рецептов. Они уже гуляют по Интернету, выпускаются и специальные книги. Один фестиваль постной кухни, который несколько лет подряд проводится в Ярославле , чего стоит! В этом году любителей постной кухни ждут в «Старом городе» 27 марта.

Напомним, Великий пост продлится ровно семь недель, каждая из которых имеет свое значение. Например, наступившая первая седмица отличается особой строгостью, как и последняя — Страстная неделя. Каждый шаг этого периода приближает нас к главному христианскому празднику — Пасхе Христовой.

Во время поста смело можно включать в свое меню растительную пищу — грибы, овощи, фрукты, сухофрукты, соления (огурцы, капусту). Черный хлеб, сухари, сушки, орехи, ягоды, крупы, бобовые, мед, варенье, кисели и чаи. А укроп, петрушка и сельдерей заметно разнообразят любое блюдо.

НА ЗАМЕТКУ

Меню постного дня

Салат из авокадо и груши

Ингредиенты: 3 авокадо,3 груши, 1 красный сладкий перец, сок 1 лимона, соль. Овощи нарезать, сок лимона смешать с солью и заправить салат.

Рисовая каша с орехами

Ингредиенты:1 ст . риса,1 ст. л. молотых грецких орехов ,1 ст. л. молотого арахиса,1 ст. л. молотых тыквенных семечек, финики, цукаты.

Овощной суп с зеленым горошком

Ингредиенты:100 г белокочанной капусты,120 г картофеля, 40 г моркови, 40 г свежемороженого зеленого горошка, свежая зелень, соль.

Рататуй

Ингредиенты: 3 крупных болгарских перца,2 маленьких кабачка,

2 головки репчатого лука 3 зубка чеснока 3 баклажана,6 ст. л. оливкового масла, 5 помидоров, тимьян, базилик, петрушка, соль.

Приготовление: Баклажаны нарежьте крупными кубиками, перцы очистите от семян и нашинкуйте тонкой соломкой. Лук очистите и нарежьте кольцами, кабачки очистите от шкурки и нарежьте кубиками, чеснок мелко порубите. В глубокой сковороде разогрейте оливковое масло, обжарьте в нем лук, после чего добавьте перец, немного обжарьте его и посолите. К луку и перцу добавьте кабачки и баклажаны, снова немного посолите и посыпьте чесноком, после чего добавьте пряности и полстакана воды. Помидоры ошпарьте кипятком и снимите с них кожицу. Разрежьте каждый помидор на восемь частей и за двадцать минут до готовности добавьте их к остальным овощам, накройте сковороду крышкой и тушите до готовности

Еще больше материалов по теме: «Ярославль: Великий пост»

«Здоровый человек вполне может поститься по уставу» (+ВИДЕО)

Беседа с прот. Димитрием Смирновым о Рождественском посте

Рождественский пост скоро подойдет к своей середине, а вопросы о том, как и сколько поститься, продолжают волновать многих. Допустимы ли послабления в посте и когда? Как строить пост тем, кто прежде никогда не постился? Надо ли поститься детям? Можно ли умерить строгость поста, если стал чувствовать раздражение и впадать в уныние? Что делать, если неверующие родственники приготовили непостное угощение? Как понимать слова: «Лучше в пост есть курицу, чем людей», вызвавшие бурную дискуссию в соцсетях? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

О послаблениях поста

– Отец Димитрий, как правильно поститься? И как построить пост тому, кто постится первый раз?

– Здоровому молодому человеку вполне можно поститься по уставу. Более того, это будет очень полезно для него: так он полнее ощутит себя членом Церкви, почувствует свою общность с Церковью. Кстати, очень многие постятся по уставу. Я сам 45 лет так пощусь и никаких затруднений не испытываю. Другое дело, когда человек постится первый раз в жизни. Я бы ему посоветовал для начала просто не есть мясного постом. А в дальнейшем, в следующий пост, сделать его немного строже, в третий же год поститься уже по уставу.

Самое лучшее упражнение для поста – трапеза в течение года по средам и пятницам сугубо постная, даже без рыбы и растительного масла. Если это соблюдать, тогда уже легко поститься длительными постами.

– А какие и для кого могут быть послабления в посте?

– Во-первых, для людей старых. Потому что с возрастом меняется обмен веществ в организме, возникают разные болезни. Старому человеку трудно без растительного масла, и никакого греха нет в том, что он вкушает растительное масло в течение всего поста. А если сможет один день или два – в среду и пятницу – есть пищу без растительного масла, это будет просто замечательно.

Некоторым в силу возраста или по состоянию здоровья и по предписанию врачей нельзя обходиться без белковой пищи. Им – рыба каждый день. Или осьминоги и кальмары. Правда, это продукты недешевые, но ведь не обязательно их есть много, но лишь чтобы восполнить дефицит белка.

Послабляется пост для детей – их не рекомендуется строго постить.

– Детям какого возраста послабляется пост?

Детей к полному посту надо постепенно подводить. Подросткам – поститься уже в полную меру

– Детям до 9–10 лет можно вкушать молочную пищу. Например, кашу на молоке. Дети – растущий организм, без белковой пищи им нельзя. А подросткам уже надо начинать поститься в полную меру. Можно даже такой педагогический подход сделать – сказать: «Тебе 14 лет, ты уже взрослый человек, и мы тебя воспринимаем как настоящего мужчину. Ты можешь уже и на работу пойти, если желаешь. Поэтому постись, как постятся взрослые».

Детей к полному посту надо постепенно подводить. Например, к 9 годам можно уже всё молочное исключить, кроме каши на молоке. Если детям давать больше фруктов, они не будут тяготиться ограничениями в пост.

Дети до 4 лет не постятся. Таких малышей можно даже причащать, если они поели. Хотя часто можно услышать, что этого нельзя делать. Можно.

А некоторые доходят и до такого, что утверждают, будто нельзя причащаться, если выпил лекарство. Воспринимают лекарство как еду. Бывают такие фарисейские перегибы. Но пост нужен не для того, чтобы воздерживаться от лекарства и расстраивать свое здоровье. Прием лекарств никак не может влиять на духовную жизнь человека.

Читать еще:  Саке сколько градусов крепость

Хорошо, когда человек постится с детства, – это и полезно, и здорово. И если есть финансовые возможности, пусть в пост семья в свое меню включает морепродукты.

И еще – обязательно! – на это указывается и в уставах: пост ослабляется для кормящих матерей и беременных женщин. Их пост должен быть согласован с врачом, который ведет будущую роженицу. Беременная должна думать, прежде всего, о питании младенца, которого носит под своим сердцем.

– Отец Димитрий, а как поститься спортсменам? Ведь их организму, испытывающему большие нагрузки во время тренировок, необходим белок.

– Усиленные занятия спортом – это все-таки блажь. Но если человек спортом профессионально занимается, то ему, как исполняющему тяжелые работы, пост тоже ослабляется. Рацион надо соотнести с потребностями организма и согласовать с врачом.

Также ослабляется пост людям, находящимся в тюрьме, потому что они отдельное меню себе не могут заказать. В армии – то же самое. Там не спрашивают, что тот или другой солдат хотел бы на обед, дают, как всем, – это не ресторан. Но если на обед котлеты, ты можешь их отдать другому – поделиться с самым голодным парнем. Если не поешь мяса какое-то время, ничего страшного с тобой не случится.

– Как вы относитесь к призывам в интернете: «Пост – время почистить организм!» – когда на первое место ставится физиологическая польза?

– Разумеется, пост для нас – это, прежде всего, духовное делание, духовное очищение. И концентрировать внимание на физиологической составляющей совершенно неправильно.

Непраздничный праздник

– Конец года – традиционно суетливая пора. Кто-то сдает отчеты, закрывает проекты, а кто-то готовится провести длинные новогодние каникулы за границей, на юге. Как в эти дни сохранять спокойствие? Как не растерять то, что мы накапливаем в пост?

– Не надо забывать, что пост идет круглый год – по средам и пятницам. И мы должны быть на посту собственной души. А стяжать мирный дух – это вообще наша постоянная задача. Спокойствие, рассудительность, трезвость – обычное состояние христианина.

– А что делать с новой культурой обязательных предновогодних и новогодних корпоративов? Ведь без них теперь уже не обходится ни одно учреждение, ни одна фирма…

Я никогда не участвовал в «кооперативах», к этой культуре не принадлежу

– Я никогда не участвовал в «кооперативах», к этой культуре не принадлежу. Эта традиция пришла к нам с Запада. В России Новый год с самого начала его празднования – с 1930-х годов – был семейным праздником, домашним. И никакой это не «кооператив», а наоборот, очень тихий праздник. Жаль, что он потеснил Рождество. Ведь что мы празднуем в Новый год, какое событие вспоминаем? Никакое. Потому что нет в этом празднике события.

– Но его иногда называют Новолетием…

– Новолетие церковное – это 1 сентября по Юлианскому календарю. У этой даты есть смысл. Дети в школу идут, начинается после летнего отдыха новый рабочий год, собран урожай и крестьянин завершает годовой круг земледельческих работ. 1 января Новолетие придумал праздновать царь Петр: хотел, чтобы и у нас было всё по-западному. И это внесло сумятицу – продолжающуюся и до сих пор – в наши традиции.

А если кто-то празднует всякие «кооперативы», то я никоим образом не препятствую, пожалуйста. Я всегда снотворное выпиваю в ночь на 1 января, чтобы спокойно спать под канонаду под окнами. Тоже вот такая новая традиция, которая укрепилась в последние годы.

Дурной пример вообще заразителен. Если люди на чем-то гадком делают свой бизнес, это очень быстро подхватывается, особенно молодежью. Потому что молодежь так устроена: разрушать проще, чем созидать. Вот бы в Новый год наш город стал самым чистым – все вышли бы с лопатами и очистили его от мусора и снега! Вот это был бы «кооператив»! А пить отраву, которая по какой-то странной причине называется шампанским, есть оливье – заведомо вредный продукт, колбасы, которые таковыми не являются… Не знаю, какое от этого может быть веселье. Ведь, к сожалению, народ и поят, и кормят, особенно в этот «праздник», не очень качественными продуктами.

Большевики отняли у людей христианские праздники, священников перестреляли, и народ стал забывать свои традиции. Дед Мороз заменил святителя Николая, Новый год – Рождество Христово. А хотели вообще начать летоисчисление со дня рождения Сталина – открыть новую эру.

В гостях у неверующих

– Если ты приехал, например, на каникулы к своим родителям, которых давно не видел, и они, люди неверующие, специально для тебя приготовили угощение – увы, скоромное, – как быть верующим в такой ситуации? Ведь отказаться в данном случае – значит, проявить неуважение.

Святой Макарий восстанавливал нарушенный ради гостей пост так: пил одну воду

– В Житиях описаны выходы из этих ситуаций. Преподобный Макарий Египетский этому пример. Ешь, что дадут. Потом возвращаешься к себе домой и на эти три дня продлеваешь свой пост.

– Даже когда он закончился?

– Да. Кто мне запретит поститься на Святках? Хочу и пощусь. И ем одну вермишель и гречневую кашу. Из-за трапезы с родственниками не должно быть никаких распрей. Всё должно быть…

– по любви?

– Это не любовь, это просто уступка желаниям мира. Я что, проявляю любовь, если ем оливье?

Демонстративно подчеркивать свой пост неправильно. Это превозношение. Митрополит Филарет Московский, кстати, делал так: он, если в гостях ему предлагали то, что в этот день вкушать было нельзя, эту еду вилкой по тарелке размазывал – вроде чего-то поел. Демонстрировать свой пост Господь запретил. Христиане этого делать не могут, потому что это неприятно для Бога.

Расскажу случай из Патерика. Некие монахи пришли в гости к другим, им подали угощение – вареные овощи. И один из них говорит: «Простите, но мы не едим ничего вареного». И тогда старец сказал: «Лучше бы ты съел кровавого мяса, чем сказал то, что ты сейчас проговорил». Что, от этого твоя духовная жизнь умалится, если ты вместо сырой морковки съешь вареную? Да иди в свою келью и там хоть вообще только воду одну пей. Не выпячивай свой пост перед людьми. Святой Макарий всегда одну воду пил – так восстанавливал нарушенный ради гостей пост.

«Мясо ешь – не ешь людей»

– Отец Димитрий, по соцсетям широко разлетелись ваши слова о том, что можно и курицу в пост есть, мол, не это главное. Поднялась бурная дискуссия. Что бы вы сказали в связи с этим?

– Я объяснял проблему, что в посте главное – его духовная составляющая. А курица – некий образ, который поясняет эту мысль. Вообще я бы ни одному человеку – и верующему, и не верующему – не рекомендовал есть курицу, купленную в магазине. Если ты хочешь ослабить пост, это не значит, что тебе нужно есть отраву. Если уж есть курицу, то купленную у крестьянина в деревне.

Но дело, повторюсь, не в курице. Это образ, иллюстрация того, что в посте важнее. Удерживать язык, удерживать глаза, удерживать свои чувства – вот самый главный пост.

– Многие любят цитировать подобные высказывания, особенно известных пастырей…

– Очень многие фарисеи прекрасно знали Священное Писание, и это знание Священного Писания не помешало им орать на площади: «Распни, распни Его!» – и еще народ подзуживать. Очень часто люди за деревьями не видят леса. Если человек что-то выискивает для своего оправдания, он всегда может это найти. Потому что его цель – угодить не Богу, а себе. Святой Иоанн Лествичник тоже говорил об умеренном посте. И что, будем есть постное сало?

– Очень популярна фраза, повторяемая каждым постом: «Мясо ешь, но людей не ешь».

Поститься обязательно надо. Пост поможет преодолеть и «поедание» друг друга

– Да, это говорил отец Павел (Груздев). Я сам много раз слышал. Но это не его слова, а известная мудрая пословица. Она тоже о том, что важнее. Люди постятся, мясо не едят, а друг с другом лаются, пилят друг друга, постоянно упрекают… Ясно, что лучше баранину есть, чем друг друга. Господь хочет, чтобы они от чего прежде всего воздерживались: от вражды или от мяса? Но это не значит, что не надо поститься. Потому что пост поможет преодолеть и поедание друг друга. Хотя, конечно, лучше, чтобы друг друга не ели, я с этим полностью согласен.

Когда я был молодым человеком, я с отцом Павлом общался. И я размышлял над этими словами: они были для меня радикально революционными. Но уже с годами я их понял, когда начал сталкиваться с тем, как люди едят друг друга. Вижу, как родители детей едят, не только маленьких, но и взрослых. Вижу, как педагоги совершают десятки педагогических ошибок ежедневно, просто калечат людей. Вся жизнь – это наблюдение за тем, как люди кусают друг друга, едят, калечат, приносят друг другу боль, и для людей это стало называться жизнью, они всё время должны строить защиту друг от друга. Понятно, что мысль о Боге тут уже и не возникает. Поэтому эту грызню надо из жизни устранить, хотя бы тем, кто исповедует христианство.

– Батюшка, как быть, когда постишься и при этом начинаешь раздражаться? Вроде бы первые недели хорошо прошли, а потом понимаешь, что «закипаешь». Возможно ли послабление в посте как средство против такого раздражения?

– Если это послабление уберет раздражение, то, конечно, возможно. Потому что никому пост с раздражением не нужен – он категорически вреден. Значит, это не твоя мера. Съешь ту же самую пресловутую курицу и смиряйся.

– А как быть с музыкой, театрами, кино? Ведь многие не хотели бы совсем «выпасть из жизни», отказаться от этого на время поста.

– Во-первых, музыка музыке рознь. Есть музыка, для поста неприличная, а есть музыка, которая может способствовать посту. То же касается и зрелищ.

– Сейчас в кинотеатрах идет фильм «Иерей-сан» – вроде бы о священнике, если судить по названию. Но…

– Именно что, но… Это боевик, слепленный по лекалам боевика, в главной роли актер, который всю жизнь в боевиках и играл.

Можно ли его смотреть? Апостол Павел говорит: «Нам всё позволено, но не всё полезно». Если для человека это не вредно, то пусть смотрит. Снявшийся в фильме Кэрри Хироюки Тагава – потрясающий актер. У него такое лицо, на которое можно смотреть часами. Очень богатое лицо. И сыграл он, конечно, потрясающе. Всё на нем держится. Даже другие звезды, занятые в фильме, в его лучах тускнеют. Мощная личность. Он у меня буквально стоит перед глазами.

– Пост продлится еще несколько недель. Какие бы советы вы дали нашим читателям, чтобы это время прошло для них с наибольшей пользой?

– Каждый человек, который ходит в церковь хотя бы иногда, уже слышал с десяток этих обращений. И если он к своей внутренней духовной жизни внимателен, то ту меру поста, которую он способен понести, он исполнит.

Я в заключение напомню известные слова: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Вместо всяких обращений вот такое домашнее задание – поразмышлять над ними.

Несколько советов для тех, кто постится

18 марта 2013 года начался Великий пост – самый продолжительный из всех многодневных постов, который продлится до 5 мая.

Согласно христианских обычаев, в этот период людям дозволено питаться по монастырскому уставу. Первые два и последний день поста рекомендуется вообще ничего не есть, а в остальные дни стоит ограничивать себя в еде и соблюдать умеренность.

Во время великого поста запрещены: мясо, алкоголь, рыба, яйца, выпечка, молоко, белый хлеб, конфеты, майонез.

В пищу можно употреблять только свежие, соленые или маринованные овощи, свежие фрукты, сухофрукты, кисели, чай, квасы, каши на воде, орехи, грибы, черный хлеб. Причем, на каждый день недели существует список дозволенных продуктов:

  • По понедельникам, средам и пятницам разрешаются только фрукты, черный хлеб, компоты, вода, овощи;
  • По вторникам и четвергам можно употреблять горячую пищу без масла – каши на воде, тушеные овощи, супы, рассольник;
  • По субботам и воскресеньям разрешается употреблять пищу с растительным маслом – салаты из овощей, тушеные овощи, супы.

Для всех людей соблюдение поста является нелегким испытанием, так как он включает в себя не только ограничения в еде, но и ограничения в образе жизни. Во время поста верующий человек должен очистить не только тело, но и душу, переосмыслить свои духовные ценности, открыть в себе что-то новое. Поэтому не стоит воспринимать пост, как мучение и заставлять себя его соблюдать. Если вы не готовы – лучше не начинайте. Ведь на целых семь недель вам придется забыть также и про зависть, гнев, злость, плотские утехи, веселья.

Читать еще:  Вкусный кулич пасха самые простые и проверенные пасхальные рецепты

Но если вы чувствуете в себе необходимость поститься, тогда несколько следующих советов помогут вам немного облегчить свою жизнь во время поста и не испортить здоровье:

1.Так как во время поста запрещено употреблять рыбу, мясо, яйца, птицу и молочные продукты, то с целью избежать дефицита белка в организме следует включить в рацион белок растительного происхождения – сою и все соевые продукты, а также злаковые каши, орехи и семечки, изделия из муки грубого помола.

2. Еще одна причина употреблять в пищу макаронные изделия, картофель и каши — они имеют энергетическую ценность. Эти продукты сделают вас бодрыми и придадут вам силы, а, следовательно, в вашу жизнь придет хорошее настроение.

3. Помимо белковой пищи не стоит пренебрегать растительными маслами (конечно, в те дни, когда их можно употреблять).

4. Ежедневно съедайте не меньше 0,5 кг фруктов и овощей.

5. Для профилактики авитаминоза желательно ежедневно принимать витаминно-минеральный комплекс.

6. Чтобы к вам не пришла весенняя депрессия, обязательно включите в свой рацион блюда из пшена, чечевицы, бурого риса, гречки и сои, а также употребляйте бананы, финики и арахис.

7. Если вы сладкоежка, не пренебрегайте медом и сухофруктами. Кроме того, они являются источником необходимых организму микроэлементов и витаминов.

8. Ежедневно выпивайте не менее 1,5-2 литров воды.

9. Ешьте не меньше четырех, а то и пяти раз в сутки. Всю пищу пережевывайте тщательно – это позволит вашему организму быстрее привыкнуть к новому растительному рациону.

10. Пост – это еще не повод, чтобы употреблять те продукты, которые вы не любите. Если вы не любите, например, гречку, то поверьте, никакой пользы вашему организму она не принесет. Кроме того, старайтесь максимально разнообразить свой рацион. Сейчас в Интернете можно найти множество рецептов постных блюд, которые вам захочется приготовить не только в день поста, но и в другой обычный день.

11. Не стоит после поста сразу же набрасываться на жирную и мясную пищу. Вводите ее в ежедневный рацион постепенно и понемногу. Чрезмерное обилие в еде после длительного воздержания может привести к нежелательным для вас последствиям. Научно это можно объяснить так: к концу поста в организме содержится очень мало ферментов, расщепляющих животный белок, поэтому продукты гниения белков на несколько дней могут выбить вас из нормального рабочего графика. Не случайно на Пасху принято употреблять вареные яйца. Ведь это полностью сбалансированный продукт, стимулирующий пищеварение после многодневного воздержания. Вот и ешьте их на здоровье.

И помните, главное, чему учит нас пост, что радость в жизни состоит не в еде, а в свободе от негативных помыслов, зла и ненависти, в любви к детям, семье и родным.

Газета «ГЛАС ПРАВОСЛАВНОГО НАРОДА»

Великий Пост: Трапеза по Типикону
Автор: admin | Просмотров: 631 | Информация

Великий Пост начинается на Сырной седмице (Маслянице). Устав предполагает с Сырного (мясопустного) понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмица – сплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу.

В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9-й час» (глава 35), т.е. около 15.00.

В Неделю сыропустную (Прощеное Воскресение) совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (лист 407, стр. 823)

Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы.

Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский.

Первый чин предполагает следующий порядок трапезы:

  1. Понедельник и вторник – полное воздержание от пищи и пития. («Не прияхом бо творити преждеосвященныя, даже до среды, за еже поститися по преданию всему братству». Лист 415, стр. 839)
  2. В среду одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров. «Ядим сухоядение: пием и сок с медом» (лист 423, стр.853).
  3. В четверг – полное воздержание от пищи и пития. «В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем, но пребываем постящеся даже до пятка» (лист 423об, стр. 854)
  4. В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла. «Ядим варение с сливами без елеа и армеа. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» (лист 424об, стр. 856). Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св.Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне» (Там же).

В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря св.Саввы Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни (т.е. после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14.00 до 15.00). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».

Второй чин Афонский предполагает следующее:

    Понедельник – полное воздержание от пищи.

Во вторник, среду и четверг – вкушать один раз в день, вечером по одной литре хлеба, можно с солью, и воду. «Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (лист 415, стр. 839)

  • В пятницу – отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав (см.выше)
  • В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона.

    В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение (т.е.вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем по красовулю» (лист 425об, стр. 858).

    В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста.

    В прочих седмицах Типикон (глава 32) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, т.е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. (Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говорится, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час).

    Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение).

    В Праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется.

    В предпраздненство Благовещения (накануне праздника), если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна.

    В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случится Благовещение, дозволяется вино и елей (трапеза полагается одна). Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.

    В четверг пятой седмицы Великого Поста (Стояние преп. Марии Египетской) положена одна трапеза в 9-й час (около 15.00) – вареная пища с елеем и вином «труда ради бденнаго» (стр. 882). Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается (там же)

    В пятницу той же седмицы (перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы) разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» (стр. 883). Трапеза же полагается одна в 9-й час.

    Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи (причем безотносительно дня недели), но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста), в четверг и пятницу пятой седмицы (на Стояние преп.Марии Египетской и на Похвалу Богородицы).

    В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», т.е. если есть возможность, по три онгии (т.е. по 100 гр.)

    В Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) «на трапезе утешение» – полагается рыба. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей.

    На Страстной седмице Типикон в первые три дня, т.е. в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Глава 49, стр.902).

    Здесь очевидно противоречие, т.к. для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», т.е. вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение (глава 35). Попробуем разъяснить это противоречие.

    С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.

    В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией св.Василия Великого, т.е. один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8-й час дня (т.е. с 14.00), соответственно окончание ее будет в десятом часу, т.е. около 15.30-16.00 часов.

    Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина:

    По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.

    По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» (стр.912), т.е. предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом (любая каша) и бобовыми; о елее в этом уставе умалчивается, т.е. по-видимому, он не положен.

    По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.

    В Великий Пяток предписывается полный пост, т.е. полное воздержание от пищи и пития. «Аще кто будет многонемощен или престарелся», т.е. весьма стар возрастом, и не может выдержать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захождении солнца» (стр.920).

    В Великую Субботу «во 2-й час нощи», т.е. около 19.00, полагается единственная трапеза. «Дает братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929)

    Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (глава 32).

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector