Содержание

Кулич хлебный символ Пасхи

Что символизирует пасхальный кулич в православии

Что символизирует кулич? Наряду с вопросом о традиции красить куриные яйца к Светлому Христову Воскресению, это один из важнейших вопросов подготовки к важнейшему христианскому празднику года. На вопрос, что символизирует пасхальный кулич, на портале Православие.Ру ответил Иеромонах Иов (Гумеров).

Особое место Спасителя

Во время Тайной вечери Христос благословил именно квасной (дрожжевой) хлеб, по-гречески называющийся «артос», а не пресный, который по-гречески называется «асима».

Предание гласит, что после того, как Христос воскрес, он посещал апостолов во время совершения ими трапез. Для него было предназначено особое место в центре стола, которое никто не занимал. Именно там и лежал предназначенный для Спасителя хлеб. На основе этих событий позднее сформировалась традиция оставлять хлеб в храме (сегодня мы называем его артос). Как это делали апостолы, в храме артос оставляют на специально отведенном для этого столе.

Во время Светлой Седмицы артос несут с собой во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу раздают верующим в знак благословения. Со временем у верующих сформировалась еще одна традиция: поскольку семья представляется как малая Церковь, то и в каждой семье может быть свой артос. Это и есть тот самый хлеб цилиндрической формы из сдобного теста — кулич или kollikion, круглый хлеб по-гречески.

Это слово постепенно вошло в европейские языки: kulich — в испанском, koulitch — по-французски. В этом и заключается ответ на вопрос, что означает пасхальный кулич в православии. Приготовляя куличи (пасхи, паски) к Светлому Христову Воскресенье, верующие уповают на то, что в их доме также имеет место присутствие Спасителя.

Пасхальный кулич, каким мы его знаем в современном виде, заменил ветхозаветные опресноки. В отличие от последних артос всегда готовили на дрожжевом тесте, что означает переход от Ветхого Завета к Новому. Сам Иисус Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской (дрожжами). В пасхальном куличе, в отличии от артоса, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Что символизирует изюм в куличе? Ту самую сладость от соприкосновения с божественным, уверенность в обретенной защите и искуплении грехов.

Особое значение творожного кулича

Если кулич из сдобного теста, как правило, имеет форму цилиндра с «шапочкой» на верхушке, то творожную пасху формируют в виде пирамиды. Усеченная пирамида — символ гроба, в котором произошло великое чудо воскресение Иисуса Христа. Именно поэтому на одной из внешних сторон творожного кулича-пирамиды размещают буквы «ХВ» — Христос Воскрес.

На оставшихся сторонах пирамиды принято изображать крест, копье или трость, а также ростки и цветы, которые символизируют страдания, которые Спаситель понес на кресте. Таким образом, пасхальный кулич заместил на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца.

Еврейский обычай требовал кровавой жертвы, но Христос Сам принес Себя в жертву на кресте, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала. Творожная пасха, приготовленная без пролития крови, напоминает, что время ветхозаветных жертв прошло. Христос стал Агнцем, закланным за грехи людей.

Что касается традиции приветствовать друг друга «Христос Воскрес!», то она берет свое начало в ранее описанных событиях, когда Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо с приветствием «Христос Воскресе!». Окрашенные на Пасху куриные яйца, особенно, в красный цвет, также служат символом возрождения и крови Спасителя, пролитой за все человечество.

В пасхальном куличе, в отличии от артоса, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи.

Свеча в пасхальном куличе

Особый вопрос — что означает свеча в куличе. При подготовке к освящению в храме куличей, яиц и других продуктов, которые утром в Светлое Христово Воскресение поставят на праздничный стол, верующие зажигают в храме свечи и укрепляют либо в самом куличе, либо среди продуктов, а после несут домой зажженную свечу, таким образом, стараясь внести в дом свой символ Божественного Света и Благодатного Огня.

Благодатный Огонь появляется в храме уже не первое тысячелетие. И всегда это таинство. Первые задокументированные упоминания об этом датированы четвертым веком. А еще в 865 году монах Бернард писал, как «в Святую Субботу накануне Пасхи с раннего утра проводят службу до тех пор, пока с пришествием Ангела загорается свет в лампадах, висящих над Гробом».

В Храм Гроба Господня каждый год собираются тысячи паломников, которые хотят своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня.

От Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму, а после специальными авиарейсами Благодатный Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, а оттуда развозят в храмы по всему миру.

Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу существует во всех христианских странах. Главная свеча символизируют Иисуса Христа, а ее пламя — символ его воскресения. От этой свечи зажигают свечи верующие, а по окончании обряда освящения приносят в свои дома, где зажигают остальные свечи в знак принятия жертвы Христа и духовного очищения.

Пасхальный кулич

Кулич — это пасхальный хлеб, напоминающий нам о Воскресении Христовом. Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Откуда же появилась традиция готовить куличи? Нет ли в ней языческих корней и как правильно приготовить кулич?

История происхождения кулича

Многие считают, что печь куличи изначально — языческая традиция. Хлеб пекли весной и приносили его в жертву богам плодородия. Этот обряд существовал у многих народов. В христианстве же кулич — прообраз артоса (квасной хлеб, который освящают сейчас на Пасхальную седмицу). После Воскресения Христос приходил к апостолам на трапезу. Для Спасителя оставляли хлеб и место за пасхальным столом. Постепенно эта традиция пришла в каждую православную семью, ведь семья — это малая Церковь.

В кругу близких людей кулич выступает в качестве артоса. Артос вкушают в храме, его приготовляют, освящают в алтаре, а потом раздают верующим. Его выпекают в монастырской или приходской пекарне. Кулич же выпекают дома, приносят в храм и освящают. Кулич — домашний артос, который символизирует возрождение Христа. Церковь считает, что христианская традиция не имеет ничего общего с языческой. Возможно, язычники имели похожую традицию, но в христианстве выпекание кулича имеет совершенно другие корни.

На Руси кулич раньше выпекали в печах, это была так называемая подовая выпечка. При таком способе приготовления кулича вода сильнее выпаривается. Подовый хлеб — это сдобный хлеб. Традиционный кулич — это именно кулич из плотного теста, потому что мягкое тесто не будет держать свою форму на поду.

Свою современную форму кулич приобрел благодаря польскому королю Станиславу Лещинскому, который правил Польшей в начале XVII века, точнее, благодаря его повару. Считается, что он же изобрел «мини-кулич». То, что сейчас называют пирожным «ромовая баба». «Ромовая баба» изначально — кулич, который готовят из мягкого песочного теста. Правда, такое кондитерское изделие пропитывают ромом.

Одно время на Руси готовили и подовые куличи, и куличи, которые приехали в Россию из Польши. Сейчас выпекают польскую «версию» куличей. В Католической Церкви подовых куличей не было никогда, в странах, где преобладали католики, изначально готовили куличи из песочного, а не из дрожжевого теста.

Пасхальный кулич и его роль в православии

После окончания Пасхального богослужения верующие «разговляются» и впервые после поста позволяют себе есть не постную пищу. На Пасху — это кулич, неотъемлемая часть Пасхальной трапезы. В Великую субботу Пасхальную трапезу освящают в храме. Освящение трапезы — это не язычество, а желание верующих людей доступным для них способом приобщиться к святости. Если по каким-то причинам освятить снедь не удалось, это не значит, что празднование Пасхи не состоялось. Для православного христианина важнее исповедоваться и Причаститься на Пасху. Не освятить пищу не считается грехом. Православные христиане обычно угощают друг друга Пасхальной трапезой, обмениваются крашеными яйцами и куличами. Друг друга поздравляют словами «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе».

Рецепт правильного кулича

Для приготовления Пасхального кулича вам понадобится:

  • 100 мл молока
  • 3 яйца
  • 180 г сливочного масла
  • 6 столовых ложек сахара
  • 1 чайная ложка соли
  • 450 г муки пшеничной
  • 4 чайные ложки дрожжей
  • 100 г изюма
  • 50 г цукатов

Сначала в подогретое, но не кипящее молоко добавляется сахар (3 столовые ложки). Потом в готовую смесь засыпают дрожжи, оставляя на 20 минут, чтобы дрожжи разошлись в молоке. Далее смесь взбивают в блендере, добавляют оставшиеся сахар и соль. В эту же смесь взбивают яйца. Размягчают сливочное масло и смешивают с получившейся смесью. Постепенно просеивают муку и замешивают тесто. Тесто для кулича должно подняться. Обычно это занимает около получаса. В тесто добавляют цукаты. Посыпают изюмом. Можно засыпать немного ванильного сахара. Тесто для кулича готово.

Выпекают кулич в духовке или в мультиварке. Форму кулича можно выбрать по своему вкусу. Полтора часа тесто «доходит», потом кулич можно выпекать в духовке до готовности. В мультиварке кулич готовится около часа. В духовке все зависит от веса кулича. Если кулич весит менее 1 кг, выпекать его следует около 30 минут. Готовность кулича можно проверить длинной деревянной палочкой так, как обычно проверяют готовность сдобных изделий спичкой. Надо воткнуть палочку в середину кулича. Если на ней остаются крошки и тесто остается липким и жидким, следует подождать до готовности.

Чтобы приготовить глазурь для кулича, вам понадобится:

  • 1 яйцо
  • 150 г сахарной пудры

Белок яйца надо отделить от желтка, взбить до образования пенки, подержать в холодильнике около часа и смешать с сахарной пудрой. Такую глазурь наносят на готовый кулич. Важно, чтобы кулич при этом не был горячим.

На самом деле рецепт кулича не имеет значения и вы можете готовить его по знакомому с детства рецепту мамы или бабушки. Строгих правил о том, что должно содержаться в составе кулича и как он должен быть украшен, в Церкви не существует. То же самое касается цвета крашеных яиц и приготовления творожной пасхи.

Читать еще:  Как испечь картофельные драники

Кулич как нетленный символ возрождения Христа

Воскресение Господне — главный церковный праздник. Без Воскресения Христова наша вера напрасна. В этом заключается наше будущее. Воскреснув, Господь, даровал нам возможность воскреснуть. После Крестной смерти Господь сошел во ад, чтобы освободить праведников из ада. Царство Божие было закрыто от человека прежде. После сошествия Христа во ад у всех, не только у праведников, появилась возможность достигнуть Царства Отца. Своей Крестной жертвой Господь искупил наши прошлые и будущие грехи.

Мы ищем Царствие Божие прежде, чем благоденствия в нашей жизни. Иногда для этого нам приходится отказываться от земных благ. Мы сосредоточены на жизни будущей. О грядущем воскресении мертвых в Ветхом Завете говорил еще пророк Иезекииль. И если после грехопадения смерть человеческого тела неизбежна, то Христос даровал нам возможность спасти душу для вечной жизни с Господом. В дни Пасхальной седмицы человек своей душой соприкасается с Царствием Небесным, с радостью возможности обрести жизнь вечную.

Если постом люди ограничивают себя в еде, то на Пасхальных торжествах хлеб насыщался сметаной, маслом и снедь становилась вкусной и праздничной в знак радости соприкосновения с Вечностью. На Пасху также готовят одноименное творожное блюдо и красят яйца. Считается, что святая Мария Магдалина отдала крашеное яйцо второму римскому императору Тиберию, сказав, что в яйце нет жизни, но, если его высидит птица, в нем появится жизнь. Господа же нашего положили во гроб, и Он воскрес. В определенных условиях жизнь может появиться там, где ее не было, в этом ее чудо. Яйцо символизирует гроб Господень, в котором появилась жизнь вечная. Традиционно яйца красят в красный цвет, в знак Царского достоинства Спасителя.

Главное — не забывать о том, что суть Пасхи не в приготовлении кулича, а в радости о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи и даровавшего нам жизнь вечную в Царствии Небесном.

История пасхального кулича

Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого христианского праздника. Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней.

Просмотр содержимого документа
«История пасхального кулича»

История пасхального кулича

Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого христианского праздника. Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней.

У многих народов существовал обычай – печь весной хлеб, и приносить его в жертву земле. Ритуал был посвящен богам плодородия. Это еще раз говорит о том, что хлеб был основой основ во все времена. Он символизировал благополучие, здоровье и саму жизнь.

В христианских церквях принято печь хлеб. С ним связаны многие таинства, его раздают страждущим, он является многозначительным символом.

Пасхальный кулич – аналог церковного хлеба, однако его принято было готовить дома. И здесь интересно отметить – что у славян с куличом связаны не только христианские обряды. Отголоски язычества напоминают о себе, если рассмотреть, как обращались славяне с пасхальным хлебом. Его не только освящали в церкви, но и раскладывали кусочки в поле, призывая урожай. На кусочках кулича гадали, а по тому – какой получился кулич у хозяйки, определяли, насколько удачным мог быть предстоящий год. Например, растрескавшаяся корка считалась плохим знаком, а пышный, большой и ровный кулич символизировал благополучие в будущем.

Сахарный песок — 350 г

Живые дрожжи — 50 г

Сливочное масло — 200 г

Ванильный сахар — 1 ч. л.

Сахарная пудра — 150 г

Яйца, желтки и сахар смешать.

Добавить подогретое молоко (30°С). Растворить дрожжи. Добавить 100 гр муки.

Ввести соль. Все смешать и поставить в теплое место на минут 20-30.

Вводим просеянную муку, вымешиваем до однородной массы. В процессе вымешивания вводим растопленное сливочное масло и ванилин.

В конце добавляем цукаты и запаренный изюм.

Оставляем тесто в тепле, пока оно не увеличится вдвое.

Делим тесто на части и перекладываем в формочки. Формочку заполняем на 1/3.

Накрываем и оставляем.

Как только тесто увеличится в объеме в два раза, ставим в разогретую до 175°С духовку и выпекаем 40-50 минут.

Готовые куличи остужаем.

Взбиваем белок с сахарной пудрой.

Глазурную массу наносим на кулич. Украшаем цветным сахаром, вафельными картинками и т.д.

Прессованные живые дрожжи — 50 г

Мука (просеянная) — 1.200 кг

Сливочное масло — 700 г

Яйцо (по 60 гр) — 3 шт

Ванильный экстракт — 2-3 ч.л.

Растертый в порошок шафран — 3/4 ч.л.

Растертый в порошок мускатный орех — 1 шт

Растертый в порошок кардамон — 15 зерен

Изюм, заранее замоченный в смеси свежевыжатого апельсинового сока и коньяка или водки (алкоголя 30-25%) и откинутого на дуршлаг (часть изюма хорошо заменить сухими ягодами типа клюквы и вишни) — 300 г

Немного орехов (по желанию)

Глазурь, кокосовая стружка, толченый миндаль, цветной сахар

Яичные белки — 3 шт

Сахар (белый, мелкий) — 250 г

Сок небольшого лимона

Сделать опару. Дрожжи растворить в 1, 5 стакана теплого (не горячего! – ок 50 гр) молока. Добавить 2 чл сахара. Постепенно при помощи планетарного миксера (насадка «весло») соединить с 1 стаканом муки, вымесить до гладкости. Должна получиться текстура совсем жидкой сметаны. Оставить опару подниматься и наблюдать. Она должна увеличиваться в размере. Как только дойдет до максимальной точки и уже начнет опадать – она готова

Тем временем начать готовить тесто. Растереть желтки и яйца с 2/3 сахара. Добавить 0,5 кг муки – хорошо вымесить

Добавить в тесто опару и вымесить. Закрыть тесто с опарой полотенцем. Дать подняться вдвое.

Тем временем взять сливочное масло, добавить оставшийся сахар – и растереть добела.

Постепенно добавить оставшееся теплое молоко, соль, все пряности, водку и еще 0,5 кг муки — все очень хорошо вымесить.

Соединить поднявшееся опарное тесто с молочно-масляной смесью и хорошо вымесить. Должна получиться текстура очень густой сметаны. Закрыть тесто полотенцем. Дать подняться вдвое.

Порциями добавлять оставшуюся муку попеременно с изюмом, цукатами (и орехами, если их класть) — долго (не менее 20 минут) вымешивать – миксером (насадка «крюк») и руками . Финальное тесто должно быть не слишком плотным, но хорошо отлипать от стенок и от рук. В конце вымешивания руки можно немного смазать растительным маслом — и тесто не будет прилипать. Закрыть тесто полотенцем. Поставить в теплое место и дать подняться вдвое.

Разложить по формам (500-550 гр в каждую), заполняя их меньше, чем на половину. В центр каждой формы вставить зубочистку ((она должна возвышаться на 2/3). Поставить в теплое место и дать подняться почти доверху (не спешить!!)

Тем временем поставить духовку нагреваться до 180 градусов

Поставить в нагретую духовку и сразу снизить температуру до 175 гр — выпекать от примерно 30-35 минут. Смотреть через стекло: если куличи быстро коричневеют, немного снизить температуру) Готовность проверить зубочисткой.

Пока куличи остывают, сделать глазурь

Когда куличи остынут, обмазать глазурью, посыпать кондитерским конфети, кокосовой стружкой, толчеными орехами, цукатами, цветным сахаром и т.д.

Положить белки в миску и слегка взбить с небольшим количеством сахара. Энергично взбивать смесь, пока она не станет воздушной и гладкой

Понемногу добавить оставшийся сахар, взбивая после каждого добавления. Продолжать взбивать, пока вся смесь не станет очень плотной и белой

Добавить процеженный лимонный сок, взбить ещё раз

Совет: Использовать глазурь нужно сразу же или хранить 30 минут, накрыв сырой салфеткой, чтобы поверхность глазури не засохла. Взбить снова перед использованием

Пасхальный кулич – история появления и интересные факты

Пасха – это главнейший христианский праздник. Для каждого верующего человека очень важны его традиции и ритуалы, которые пришли из глубины веков.

Главным символом Пасхи является кулич. Именно он призван напоминать о самом важном событии для христианской религии – Воскрешении Христа, произошедшем около 2000 лет назад.

История

Согласно преданию, Иисус после своего Воскрешения отведал пищу вместе с апостолами. В Священном Писании Нового Завета также говорится, что центральное место за их столом всегда оставалось свободным. Здесь ставился свежий хлеб.

Именно этот обряд стоял у истоков традиции оставлять свежий хлеб в храме. На нём должны быть крест и венец из терна, который был на голове Иисуса во время его казни. Однако самого Иисуса изображать не нужно, так как он воскрес. Так христиане указывали на то, что жизнь одержала победу над смертью.

Этот хлеб священнослужители носили вокруг храма, а затем ставили на стол. И каждый, кто приходил в храм, мог отведать небольшой кусочек этого хлеба.

Именно такой версии придерживается большинство христиан. Но учёные находят доказательство того, что кулич в действительности существовал ещё задолго до христианства, во всяком случае, если говорить о нашей стране, куда христианская религия пришла лишь в конце I тысячелетия.

Его ещё в позапрошлом тысячелетии пекли наши предки – древние славяне, которые верили в огромное количество богов и слыхом не слыхивали о том, что существует религия – христианство. В то время эта выпечка, конечно, не имела никакого отношения к Иисусу Христу. Она была символом солнца.

«Колоча» — древнеславянский хлеб

Само название «кулич» – это видоизменённое сочетание древнеславянских слов «Коло» и «Ча». Если произнести их все вместе, то получится – «Колоча».

Именем «Коло» древние славяне нарекли дневное светило. А слово «Ча» означает – «Дитя». Оно, несомненно, имеет этимологические связи с использующимся современными носителями русского языка словом «Чадо».
Выпечка под названием «Колоча», которую пекли древние славяне, также имела самое прямое отношение к религии, но только не к христианской, а к языческой.

Традиция освящать кулич в храме перед тем, как ставить его на праздничный стол, имеет как христианские, так и языческие корни. Древние славяне, ничего не знавшие о христианстве, завершали мессу особой трапезой: на столе обязательно должны были присутствовать сладости, вино и выпечка. И всё предварительно должно быть освящено в храме.

А в христианской религии кулич – это символ незримого присутствия Иисуса, для которого апостолы освобождали место в центре стола.

Традиция выпекать особый хлеб у древних славян была во многом связана с сельскохозяйственными работами. Именно поэтому пекли его весной, то есть в то время, когда только начинается посев.

Этот хлеб жертвовали почве, которая должна была стать более плодородной и принести большой урожай. Кроме того, с помощью этой выпечки древние славяне пытались справиться со стихийными явлениями. Они вымаливали у природы хорошую погоду, которая, в свою очередь, влияла на урожай.

Читать еще:  Как красить яйца красителями в домашних условиях

Объединение религий

С приходом христианства не все люди отказывались от языческих традиций. В результате активного взаимодействия обеих религий были объединены традиции и той, и другой.

Греческое происхождение

По другой версии, слово «кулич» появилось в нашем языке лишь пару столетий назад. Многие историки считают, что оно пришло к нам из греческого языка в 16-м веке. Но ещё по меньшей мере три столетия понадобилось для того, чтобы оно окончательно закрепилось в языке.

Кулич в Библии

Не стоит пытаться искать слово «Кулич» в Библии. Там его попросту нет. Причём нет его ни в Новом Завете, написанном апостолами; ни тем более в Старом. Однако в Священном Писании легко можно найти много упоминаний о прообразе современного кулича. Им является обычный хлеб, который у евреев имеет название – «маца».

Греческий артос

К нам христианство пришло, как известно, от греков. Поэтому мы переняли многие традиции именно греческой христианской Церкви, которые не полностью совпадали с еврейскими.

В Греции прообразом современного кулича был хлеб, называемый – «артос». Первые упоминания об этой греческой выпечке датируются 12-м столетием.

До сих пор в русских православных храмах к Пасхе готовят и освящают тот самый артос. А пасхальный кулич, который пекут в домашних условиях – это уже совсем другое хлебобулочное изделие.

В кругу семьи приготовленный в домашних условиях сдобный кулич выступает вместо артоса. Такую выпечку можно назвать домашним артосом, символизирующим Воскрешение Иисуса.

Впрочем, и артос нельзя назвать каноническим. Ведь сам Иисус, трапезничая со своими учениками, вкушал не артос и уж тем более не кулич, а обычную еврейскую мацу. И в своём послании Христос завещал есть именно мацу, которая готовится из пресного теста.

Как появились современные куличи?

Настоящий еврейский священный хлеб должен быть плоским, почти как блин. И это значительно отличает его от кулича, который принято ставить на современный пасхальный стол.

Считается, что куличи высокой формы начали печь в России в 19-м веке. Это связано с другим мучным кулинарным изделием, называемым ромовой бабой. Эти небольшие, но относительно высокие кондитерские изделия были привезены к нам из Франции и многим пришлись по вкусу. Именно поэтому их часто стали готовить в домашних условиях.

Конечно, не каждый мог позволить себе ежедневно выпекать ромовую бабу и наслаждаться её восхитительным вкусом. Её готовили преимущественно на праздники, в том числе и на Пасху. Со временем ромовая баба стала заменять собою на пасхальном столе другие виды выпечки. Так появился современный кулич.

Есть множество различных версий появления кулича. И до сих пор точно невозможно ответить на вопрос «Когда и как появились те куличи, которые мы видим на пасхальных столах сегодня?» Однако нет никаких сомнений в том, что апостолы 2000 лет назад ставили на стол не кулич, а приготовленную из пресного теста мацу.

И артос, который выпекают в русских православных церквях по сей день; и сдобный кулич – всё это лишь современные образы праздничного хлеба, приспособленные к нашим традициям. А выпечка, которую завещал есть сам Христос – это обычная еврейская маца. Именно её во время Тайной Вечери он называл «телом своим».

Интересные факты

Есть множество интересных фактов о куличах. Приведём некоторые из них.

1. Самый старый кулич

Самому старому куличу, который чудесным образом сохранился до наших дней, скоро исполнится 200 лет. Он был испечён в 1821 году и сейчас хранится у жительницы Англии Нэнси Титман. Удивляет то, что на этом куличе нет ни единого следа плесени. Более того, сохранился даже его пряный аромат. Впрочем, верующие этому удивятся гораздо меньше, чем атеисты.

2. Самый большой кулич

А самая большая пасхальная выпечка была приготовлена в Украине в 2011 году. Она, в отличие от вышеописанной булочки, конечно, не сохранилась до сих пор, однако поражала своими размерами. В высоту она достигала почти 2,5 м, а весила примерно 2 тонны.

3. Храм в виде кулича

В Санкт-Петербурге есть церковь, колокольня которой выполнена в форме пасхи, а само здание своим видом напоминает кулич. Речь идёт о Храме Пресвятой Троицы Живоначальной.

ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

EASTERN AMERICAN DIOCESE
Russian Orthodox Church Outsside of Russia

Первый Благочиннический Округ

NEW YORK CITY DEANARY

Нью-Йоркское благочиние

История пасхального кулича

Вот и закончился Великий Пост и началась Страстная Неделя – воспоминание последних дней земной жизни Иисуса Христа. Пост – это время покаяния, воспоминание о земной жизни Христа, Его проповеди, Его страданий и распятия. На Страстной Седмице каждая семья тщательно готовится к великому торжеству – празднику Пасхе. Весь пост мы очищали свои души от грехов, чтобы встретить праздник Пасху — Воскресение Христа с чистой душой.

Есть такой древний обычай выпекать в Великий четверг куличи. Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого праздника. Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней.

Откуда пошла традиция, выпекать к Пасхе куличи? Что символизирует кулич, какова его история возникновения?


Чтобы узнать саму историю возникновения кулича и его символ, нужно вспомнить ветхозаветную историю.

Пасха в переводе с Еврейского – «прохождение мимо». Сами корни празднования Пасхи у древних евреев идут далеко вглубь истории. Когда израильтяне были в рабстве у египтян, Господь послал Моисея освободить евреев из Египта, и ввести в землю обетованную. Каждый раз как приходил Моисей к фараону просить его отпустить народ израильский в пустыню на молитву, и каждый раз Господь ожесточал сердце фараона. После чего было наказание на Египетскую землю. 10 казней было в египетской земле, были они для того, чтобы народ увидел знамения и чудеса Господни.

Далее Господь говорит Моисею и Аарону, как нужно подготовиться к исходу из Египетской земли. Какие взять с собой яства, что следует съесть перед исходом, каких агнцев следует заколоть, и кровью помазать косяки дверей, чтобы Господь прошел мимо и не тронул первенцев. А у кого не будет такой метки на косяках дверей, Господь поразит смертью всех первенцев от человека до скота. И этот день им будет памятен, и должны они праздновать во все роды, как установление вечное праздновать его. (Исход 12:1-14) Когда Господь прошелся по Египетской земли и поразил всех первенцев, тогда был плачь и паника, и под этот шум Моисей смог вывести народ Израильский из Египта.

Вот с того времени у евреев есть день памятный, с тех пор израильтянами Пасха празднуется как день освобождения от рабства, исхода из египетской земли, и спасения от смерти всех еврейских первенцев мужского пола.

Каждый правоверный иудей в эту неделю должен был провести в Иерусалиме. Во время праздника они употребляли в пищу только пресный хлеб, именно такой как был у тех евреев, когда они бежали из Египта.

Почему именно пресный хлеб? Потому как это было им в воспоминание о том, что исход из Египта был очень поспешным, и они просто не успели заквасить хлеб, и взяли с собой только пресный. Вот отсюда и второе название Пасхи – Праздник Опресноков. Каждая семья должна приносить в храм агнца и по специальному Моисееву закону закалывали ягненка, этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе.

Агнца, который назывался – Пасха, семья должна была запечь и съесть с горькими травами, это было воспоминание о горькой жизни еврейского народа в Египте. За праздничным ужином отец семейства рассказывал историю исхода евреев из египетского рабства.

В Новозаветное время празднование Пасхи приобрело новое значение. Евангельские строки нам говорят:

«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф 26: 17–18).

За тайной вечерей Христос сидел посреди учеников, преломлял хлеб и раздавал ученикам говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф 26: 26–29).

Как видим, хлеб был символом, и по традиции ветхозаветной выпекался в воспоминание, освобождения из рабства, а во время тайной вечери Иисус Христос дал Новое значение «сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание».

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос – хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Когда Христос обращался к ученикам, говорил: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).

Этот хлеб – артос всегда приготавливается из дрожжевого теста, в отличии от иудейского опреснока, у квасного теста есть жизнь, закваска дышит, в ней жизнь, которая может длиться вечно.

Артос – это символ самого насущного хлеба – Иисуса Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

Но в пасхальном куличе, за праздничным столом, наоборот присутствует сдоба, сладость. Такое видоизменение артоса, так же имеет свой смысл, свою символическую основу.

Пасхальный кулич тот, который мы приносим на освящение, он сладок и символизирует присутствие Божие во всем мире. Сдоба, сладость, украшение – это символ заботы Господа о нас всех. Господь, принесенный в жертву, дал нам сладкую жизнь.

По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест.

В разных странах существуют свои рецепты куличей. В них добавляют изюм, цукаты, различные специи. Сегодня пекари соревнуются в мастерстве изготовления куличей, придумывая замысловатые узоры на корке и особые изюминки вкуса и формы.

Таким образом, куличи, творожные пасхи – это символ радости, сладости райской жизни, блаженной Вечности.

История пасхального кулича

Статьи Интересные факты о хлебе

( 39 голос. )

Пасха является самым главным и важным праздником Православной Церкви. Для верующих очень важны традиции и ритуалы, пришедшие к нам из далекой истории. Кулич является одним из главных яств пасхального стола.

Этот десерт является символом, напоминающим воскрешение Христа. По преданию Иисус после воскрешения отведал преподнесенную пищу с апостолами. Также в Библии сказано, что ни один из апостолов не садился на центральное место в середине стола. Перед этим местом они ставили свежеиспеченный хлеб.

Этот обряд заложил дальнейшую традицию оставлять свежеприготовленный ароматный хлеб в церкви. На нем обязательно должен быть изображен крест с терновым венцом, который был на мученике Христе. Однако сам Иисус изображен не был, что символизировали его воскрешение. Тем самым верующие указывали на преодоление смерти, победу на ней.

Этот хлеб традиционно носили священники вокруг церкви, а затем выкладывали на большом столе монастыря. В субботу, когда пришедший в храм получал благословение, он получал кусок такого хлеба.

Этой версии придерживаются многие верующие, однако историки утверждают, что куличи выпекали еще до появления Христианства на Руси, во времена язычества. Куличи тогда символизировали совершенно далекие от вероисповедания вещи.

Происхождение Кулича
Слово «Кулич» происходит от слова «КоЛаЧа», что означает «Ча»- дитя, «Кола»- солнце. В Древней Руси солнце называлось «Коло» или «Кола». Пасхальный кулич является символом обряда Пасхи или Паски. Известно, что традиция освещать кулич и преподносить его в качестве угощения в честь празднования Пасхи имеет как христианское, так и языческое происхождение.

Еще в Древней Руси было принято заканчивать мессу всеобщим угощением хлебом, сладостями и вином, которые были освещены во время проведения службы. Эта традиция укоренила обычай освещения даров во время причастия, а также ввела другой обычай — проведение пасхальной трапезы, в которой главное место занимал кулич.

История гласит о том, что кулич символизирует незримое присутствие Христа, которому в середине стола всегда оставляют свободное место, напротив которого ставят освещенный кулич. Традиция выпекать специальный хлеб также основана на символизации в преддверии весны грядущих посевных работ. Поэтому было принято замешивать дрожжевое кислое тесто, из которого пекли хлеб. Его приносили в жертву плодоносной земле, которая должна была дать хороший урожай. Этот хлеб также приносили в жертву, чтобы справиться со стихиями и вымолить хорошую погоду и большой урожай.

В итоге активного взаимодействия, христианская и языческая культуры сплелись, объединив свои традиции и обычаи. Таким образом, кулич издревле считался обрядовым хлебов, символизирующим плодородие. У русских народов известно два названия этого хлеба — это «пасха» и «кулич». Существует также мнение, что название «Кулич» пришло из греческого языка и обозначало «Крендель». Это название было распространено среди городских жителей, а для крестьян хлеб носил название «Паска» или «Пасха». Этот пирог имел разную форму, к примеру, в Вологодской области Кулич выпекали в виде раскрытого пирога, но традиционно его делали высоким, с характерной верхней частью, украшенной белой глазунью, с изображением креста.

В тесто традиционно добавляли яйца, масло, муку грубого помола и зачастую дрожжевую основу. Тесто для кулича принято было делать постным, без излишеств. В преддверии Пасхи очень важным обычаем для каждой хозяйки являлось вымешивание теста и выпекание кулича, именно от этого обряда зависела судьба всей семьи. Существовало поверье, что если кулич получился высоким, пышным и красивым, то впереди плодородный год, хорошие события и здравие всей семьи. А если кулич получился клеклым, «расплылся» по печи и корка растеклась, то жди несчастий, болезни и смерти кого-то из родных.

Таким образом, на кулич возлагали очень много надежд, его отождествляли с плодородием, здравием и удачей. Отчасти поэтому освещенный кулич в церкви разрезали на множество кусочков и раздавали верующим. Каждый человек, взявший этот освещенный символ плодородия и здоровья, отчасти приобщался к нему.
В каждой семье кулич занимал самое видно и важное место, как и яйца. Их хозяин дома делил на количество членов семьи и раздавал каждому. Также принято раздавать эти пасхальные дары добрым людям, чтобы поделиться с ними его чудодейственной силой. Также известно, что кулич был неотъемлемой частью застолья по случаю смерти человека. Куски кулича оставляли на столе, рядом с умершим, а также носили на кладбище.

Известно, что кулич наделяли большим значением и силой, именно поэтому крестьяне традиционно использовали каждый кусочек кулича. Верхняя часть кулича наделялась особой силой, поэтому ее старались сохранить. Обычно хозяйки пекли несколько куличей, каждый из которых был предназначен для определенных целей. Один из куличей пекли, чтобы отнести в церковь, другой — для «засевальных» обрядов, ну а третий — для семейного стола.
В Сибири было принято выпекать кулич не вместе со всеми, а в другой день. Готовили куличи в сибирских семьях из ржаной муки, при этом тесту давали подкиснуть и выпекали его в виде коврижки, украшенным крестом. Этот кулич готовился для моления священника, который приходил в дом, выкладывал свои освещенные иконы и проводил моления. Кулич традиционно клали под иконы и дожидались окончания молений. Кулич отдавали священнику в качестве благодарности за проведенные мольбы.

Хранить кулич до дня засева, прикрыв салфеткой, принято было в Вологодской области. В день засева принято отрезать несколько кусков от кулича и положить в семена, чтобы они максимально взошли. В то время верхушку традиционно съедалхозяин, что тоже должно было увеличить урожай.

Остатки кулича никогда не выбрасывали, их использовали во время гаданий. В те времена большое значение для людей играл урожай и хозяйство. К примеру, если не удавалось размножать лошадей, оставшиеся кусочки кулича заворачивали в тряпочку и подвешивали в конюшнях, в качестве символа плодородия. По истечению шести недель, ткань разворачивали и смотрели какого цвета появились черви. По преданию рожденный жеребенок будет такого цвета.

Приготовление пасхального кулича
Издавна выпекание куличей считается настоящим традиционным обрядом. У каждой хозяйки были свои хитрости выпекания вкусного кулича, которые традиционно передавались из поколения в поколение, от матери — к дочери. Кулич считался удачным, если он получался высоким, воздушным и мягким. Качественный кулич обычно сохраняет свою мягкость и воздушность в течение длительного времени.

Выпекали куличи традиционно в специальных металлических ведерках — формах для русской печи. Форму обычно смазывали жиром и заполняли на треть, так как тесто обычно увеличивается в объеме в два раза. Готовые ароматные куличи украшали глазурью, крестами, различными сладостями — это могли быть сушеные фрукты, орехи, сахарный мак или наиболее распространенным является крашеное пшено. Именно последний вариант считался классическим вариантом украшения.

В русской народной кухне можно найти множество рецептов куличей, которые выпекают современные хозяйки в духовке, стараясь сохранять традиционные обряды. Выпекают обычно в алюминиевых формах, которые вмещают 1 −1,5 литра. Прежде всего, следует найти подходящий рецепт и приступить к замешиванию теста.
Для этого понадобится семь яиц, 15 грамм сухих дождей или 45 грамм свежих дрожжей, килограмм муки, 250 грамм маргарина, 300 грамм сахарного песка, столько же изюма, одна чайная ложка ванилина. Для глазури понадобится два белка и 150 грамм сахара.
Прежде всего, следует замесить опару, добавив в теплое молоко растворяемые дрожжи. Далее добавить в опару 500 грамм муки, все тщательно размещать. Поставить опару следует в теплое место примерно на 15-20 минут. Опара считается готовой, если она увеличилась в два-три раза. Далее отделить белки от желтков, при этом желтки взбить с сахаром «до бела». Белки же следует взбить с добавлением небольшого количества соли.

Когда опара дойдет вмешать взбитые желтки, перемешать. Затем добавить маргарин или масло, с учетом рецепта и добавить взбитые с солью белки. Все аккуратно перемешать и постепенно добавить оставшуюся муку. Тесто должно получиться не очень крутым, но и не жидким. Тесто не должно прилипать к рукам. Вымешанное тесто следует поставить в теплое место примерно на час.

Пока тесто поднимается, замочить сухофрукты, изюм на 10-15 минут и высушить. Далее добавить в поднявшееся тесто начинку и опять вернуть в теплое место. Пока тесто подходит, форму следует смазать маслом или жиром. Поднявшееся тесто выложить в форму лишь на треть, чтобы она могло спокойно подняться. Форму накрыть салфеткой и снова дать тесту подняться.

Как только вы увидите, что тесто снова поднялось, форму следует поставить в духовку и выпекать при температуре 100оС. Через 10 минут следует увеличить температуру до 180оС и продолжать выпекать кулич до готовности.

Примерно через 30-40 минут кулич нужно проверить с помощью зубочистки. Если кулич готов, его следует достать и накрыть салфеткой, оставить остывать. Далее следует приготовить глазурь. Для этого следует взбить белки с одной щепоткой соли, далее постепенно в пену ввести сахар или сахарную пудру. На готовый кулич нужно выложить глазурь и посыпать украшением на ваш выбор. Это может быть традиционная цветная пшенка, орехи, кокосовая стружка и т.д.

Советы по приготовлению кулича
Чтобы кулич получился удачным, следует соблюдать некоторые советы. При замешивании теста следует добиться правильной консистенции. При этом тесто не должно быть жидким, в этом случае куличи расплывутся и не поднимутся. Но при этом тесто не должно быть густым, так как кулич из такого теста получится тяжелым и быстро высохнет, зачерствеет.

Готовый кулич при разрезании не должен приставать к полотну ножа, если это происходит, значит, кулич не допекли. Вымешивать тесто следует долго, до тех пор, пока оно не перестанет прилипать. Следует избегать сквозняков и прохладных мест, при выборе места для подхода дрожжевого теста. Температура должна быть не ниже 35оС.

Готовый кулич следует смазать смесью из одного яйца и столовой ложки воды. Затем смазать сливочным маслом и посыпать сухарями, сахаром или ореховой крошкой. Кулич советуют выпекать в духовке с наличием емкости с водой. Время выпекания зависит от веса теста: 1 килограмм теста выпекают 45 минут, 1, 5 килограмма следует выпекать в течение одного часа, а кулич, массой 2 килограмма — 1, 5 часа.

Если при выпекании кулич сверху начал немного пригорать, его следует накрыть специальной бумагой для выпекания или фольгой.Когда кулич приготовится, его следует аккуратно вынуть из духовки и перевернуть на бок. Именно в таком положении его рекомендуют остужать.

Было принято ставить много теста, так как считали, что в большом количестве оно лучше поднимается. В тесто для куличей также клали много яиц, масла и сахара. Хозяйки знают, что в этом случае куличи получаются вкусными, мягкими и сладкими в течение долгого времени.

Традиционно куличи на Руси выпекали круглой формы, украшенным крестом. Тесто по обычаю ставили вечером с четверга на пятницу. Выпекали куличи обычно в течение пятницы, а на следующий день вся семья несла куличи в церковь, чтобы осветить их. Либо приглашали в дом священника провести молитвы. Пасхальные куличи кушают на протяжении всей пасхальной недели.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector